В порту Тамань отметили лучших инноваторов в оптимизации производственных процессов

15 мая 2024
В порту Тамань отметили лучших инноваторов  в оптимизации производственных процессов

Двадцать пять работников ОТЭКО в порту Тамань получили денежные премии за лучшие идеи повышения эффективности по итогам 1 квартала 2024 года. Награждение прошло в рамках программы «Есть идея!» — одного из инструментов Производственной системы ОТЭКО.

Одной из важных идей в области безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта признана идея совершенствования железнодорожных элементов — рельсов и шпал, на сортировочной горке «Панагия» и укрепления железнодорожных балок для обеспечения стабильности рельсовых стыков.

«Во время работы сортировочной горки и вагонных замедлителей мы заметили, что балки под рельсами могут сдвигаться. Это смещение могло повлиять на устойчивость рельсов и шпал. Чтобы решить эту проблему, мы предложили использовать дополнительные элементы. Между последним брусом замедлителя и балкой положили шпалу. Это помогло заполнить пустое пространство и предотвратить смещение балки. Также между балками мы уложили доску толщиной 25 мм, чтобы они не тёрлись друг о друга. Эти меры помогли надежно закрепить балки, стабилизировали рельсовый стык и предотвратили повреждение железобетонных конструкций вагонного замедлителя», — рассказал начальник сортировочной горки Артур Гергец.

Еще одной важной идеей, позволяющей сохранить работоспособность дорогостоящего оборудования, стало совершенствование системы аспирации воздуха в цехе вагоноопрокидывателя. На 15-м этаже под ним проходит труба, которая засасывает воздух для очистки. В этой трубе установлена заслонка под углом 60 градусов. У заслонки нет ограничителей, поэтому она может сама закрыться под тяжестью собственного веса, что может привести к повреждению электродвигателя. Виктор Купреев — мастер по аспирации участка вспомогательных систем и оборудования — предложил установить стопор, который будет ограничивать движение заслонки. Это сделает работу системы аспирации безопасной, а работу электродвигателя — долговечной.

Однако идеи подаются не только для улучшения процессов, но и для избавления от ненужных: вредные или лишние в производстве процессы можно попробовать исправить через корпоративные коммуникационные инициативы «Антихрень». К примеру, для решения проблемы с накоплением отработанного моторного масла был разработан график его накопления, который теперь используется для планирования продаж и информирования потенциальных клиентов о доступных объемах. До внедрения проекта эти бочки хаотично накапливались на производственных участках, производился несистемный поиск клиентов для приобретения «отработки», что сильно затягивало этот процесс.

Еще одной «антихренной» инициативой стала система выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), без которых работа на предприятии невозможна. Ранее система выдачи СИЗ предполагает необходимость посещения специализированного склада, расположенного на значительном удалении от основных производственных участков. Это заставляет работников тратить ценное время, перемещаясь к месту выдачи и, порой, ожидая в очередях. Однако, благодаря новой инициативе, рассматривается возможность организации точек выдачи СИЗ прямо на производственных площадках. Такой подход сократит время и значительно упростит логистические процессы, повышая тем самым эффективность работы и обеспечивая более высокий уровень безопасности персонала.

«Есть идея!» стартовала в компании еще до системного перехода к бережливому производству, но с его внедрением получила дополнительный импульс: с 29 сентября 2022 по 13 мая 2024 подано 1692 идей, из них реализовано — 364, принято в работу — 114, находятся на доработке — 225, на рассмотрении — 333 идеи.

«Приятно видеть, как наши сотрудники приносят новые идеи, которые помогают улучшать производственные процессы и экономить ресурсы, в том числе и финансовые. Мы активно работаем над тем, чтобы увеличивать количество талантливых авторов среди коллектива и ускорять процесс принятия и реализации их предложений, ну и соответственно, вознаграждать их за труд и вовлеченность», — отмечает директор департамента по повышению оперативной эффективности Игорь Акмаев.

Внести предложение по улучшению работы предприятия может любой сотрудник, они рассматриваются экспертными советами, по итогам принятия решения о внедрении, каждый автор получает вознаграждения за свой вклад. А также дополнительно, по итогам квартала, мы отмечаем лучших авторов дополнительными вознаграждениями в номинациях «Лучшая идея по охране труда и промышленной безопасности», «Улучшение условий труда», «Эффективной использование оборудования» и «Повышение качества бизнес-процессов». Имеет значение и количество, и качество: за это предусмотрены призы в номинациях «Активная позиция» и «Генератор идей». Есть и командный приз: «Кубок лидера» достаётся подразделению с наибольшей долей уникальных авторов.

Справка

ОТЭКО — оператор двух морских терминалов в порту Тамань, навалочного и наливного, крупнейший частный инвестор в портово-промышленную инфраструктуру Юга России. Налоговые отчисления ОТЭКО формируют более 60% ежегодного бюджета Таманского сельского поселения и 15% бюджета Темрюкского района. Компания является активным участником общественной жизни Таманского полуострова, крупнейшим работодателем и социальным инвестором, реализует целенаправленную программу по развитию социально-экономического потенциала Таманского полуострова.

Производственная система (ПС) — это концепция управления, построенная на принципах бережливого производства и непрерывного совершенствования. Инструменты Производственной системы, или как ее еще называют, Бизнес-системы, позволяют повысить эффективность за счет непрерывного выявления и устранения потерь и лишних процессов, не создающих ценности для потребителя.

Основоположник философии бережливого производства — японский инженер и предприниматель Тайити Оно, создатель Производственной системы Тойоты, Toyota production system (TPS). В России Производственные системы развивают крупнейшие компании различных отраслей экономики, такие как Росатом, Северсталь, Сибур и Сбербанк.

Инструменты Производственной системы ОТЭКО:

Контакт по безопасности. Обсуждение событий, которые могут привести к происшествиям, и мер для снижения рисков. С такого обсуждения в ОТЭКО начинаются любые производственные совещания. Разбираются примеры потенциально небезопасного поведения в быту и на работе и небезопасных условий труда из предыдущего трудового опыта сотрудников, а также возможные риски на текущем рабочем месте. В ходе беседы выясняются коренные причины тех или иных рассмотренных происшествий и действия по предотвращению подобных ситуаций.

Линейный обход. В ходе личных встреч руководство получает оперативную обратную связь о том, какие улучшения необходимы для совершенствования промышленной безопасности и условий труда в целом, а также повышения эффективности работы в конкретных процессах.

Содержание: На основе обратной связи сотрудников руководители сформировали программу организационных улучшений. Цель программы — исключить из бизнес-процессов любые моменты, замедляющие дальнейший профессиональный рост сотрудников и препятствующие достижению корпоративных целей. Например, одним из первых действий стало оборудование комнат отдыха для водителей легкового автотранспорта на территории терминалов.

«Есть идея!». Каждый сотрудник может внести предложение по операционным улучшениям или решению проблем и, в случае признания идеи актуальной, получить вознаграждение вплоть до 5% от достигнутого за год экономического эффекта. Этот инструмент начал применяться в компании еще до системного перехода к ПСО, но с её внедрением получил дополнительный импульс: с 29 сентября 2022 по 17 апреля 2023 подано 276 идей. К 1 мая 2023 из них реализовано — 46, принято в работу — 23, находятся на доработке — 59, на рассмотрении — 31 идей.

Система «5С». Принцип организации рабочего пространства в «Пять шагов»: сортировка необходимых и исправных инструментов, системное соблюдение сортировки предметов, содержание в чистоте, стандартизация контроля технологии работы с помощью чек-листов и памяток, совершенствование достигнутых результатов и адаптация при изменениях условий труда. Этот инструмент широко востребован в мировой практике, он помогает развить культуру производства и всегда повышает качество работы и сокращает потерю рабочего времени. Внедрение 5С в некоторых подразделениях ОТЭКО по инициативе сотрудников началось до официального старта ПСО и уже принесло ощутимый результат. Например, всего за месяц несколько участков комплексно-ремонтной мастерской удалось довести до четвертого шага «Стандартизация».

Визуальное управление эффективностью с помощью сигнальной разметки, предупреждающих карточек на оборудовании и стендов с цветной индикацией статуса задач позволяет за 30 секунд понять правильный и безопасный порядок действий на том или ином участке, роль каждого в достижении целей, выявить «узкие места» в работе и найти решение для повышения эффективности работы.

Регулярные практики управления (РПУ). Это комплекс повседневных мероприятий и поведенческих моделей, который включает личный пример руководителя в вопросах безопасности, обратная связь с рабочими у стендов визуализации эффективности и на линейных обходах, планирование, делегирование, а также развитие и обучение подчиненных.

План организационных улучшений (ПОУ). Это комплекс мероприятий по совершенствованию управления, организации труда и производства.