Виктория Абрамченко, Сергей Иванов, Игорь Левитин и Дмитрий Кобылкин посетили портово-промышленные объекты группы компаний «ОТЭКО» в порту Тамань

23 сентября 2020

В ходе поездки Мишель Литвак представил гостям проект портово-промышленного кластера ОТЭКО, который помимо терминальной инфраструктуры включает строительство высокотехнологичных наукоемких химических производств, агропромышленный кластер, жилой район на 15 тысяч человек со всей сопутствующей инфраструктурой. Этот проект позволит России существенно увеличить производственные и экспортные возможности на юге страны, создаст дополнительные источники налоговых поступлений, увеличит количество рабочих мест в Краснодарском крае, что окажет благотворное влияние на социально-экономическое развитие региона.

В ходе представления Таманского терминала навалочных грузов Мишель Литвак обратил внимание гостей на актуальность государственной поддержки отечественных производителей угля, нацеленных на выход и закрепление на новых экспортных рынках, кратчайший доступ к которым открыл Таманский терминал навалочных грузов.

«В последнее время отечественные производители угля испытывают серьезное давление, вызванное изменением цен на рынке энергетических ресурсов. В то же самое время эта ситуация открывает и новые возможности для наших экспортёров. В такой ситуации хотелось бы, чтобы государство поддержало именно наших производителей угля-экспортёров. От этого выиграли бы все: сами производители-экспортеры, стремящиеся укрепиться на существующих или занять новые рынки сбыта, РЖД, владельцы подвижного состава, ремонтные предприятия и порты», — отметил Мишель Литвак.

Рассказывая о технологиях промышленной и экологической безопасности на Таманском терминале навалочных грузов, Мишель Литвак отметил, что угольные склады комплекса расположены на значительном удалении от береговой линии и населенных пунктов, что минимизирует воздействие на морскую акваторию и окружающую среду. Это значительно повышает стоимость проекта за счет строительства и последующей эксплуатации протяжённых транспортных коридоров от складов до причалов. Аналогичных, в том числе по масштабу, решений в России нет.

По периметру складов ТТНГ установлены специальные ветро- и пылезащитные экраны высотой до 25 м. Это позволяет снижать скорость ветра внутри склада до 75%, уменьшая концентрацию пыли в воздухе в зоне хранения и препятствуя выветриванию угольных насыпей с территории склада. На складах предусмотрена высокопроизводительная система водяного пылеподавления — 72 автоматизированные пушки орошения. На стрелах роторных стакер-реклаймеров, на судопогрузочных машинах размещены установки направленного орошения распыленной струей воды.

При разгрузке вагонов с углем на вагоноопрокидывателях проектом предусмотрены несколько систем пылеудаления: водяной туман, аспирация воздуха, вакуумная уборка.

В пересыпных станциях предусмотрено пылеподавление водяным туманом участков перегрузки угля с конвейера на конвейер. Предусмотрена система вакуумной уборки пересыпных станций.

Кроме того, ГК «ОТЭКО» дополнительно внедряет и эксплуатирует такие технологии, как защитные кожухи на открытых конвейерах угольной линии; защитные ограждения вдоль всех конвейеров для увеличения безопасности работы персонала; всевозможные системы контроля за качеством грузов; в местах возможного скопления угольной пыли — всевозможные пассивные средства борьбы с пылью (кожухи, перегородки, наклонные гладкие поверхности для скатывания пыли и т.д. ) и активные — системы для влажной уборки, системы вакуумной уборки, системы подачи сжатого воздуха для обдува и ручного инструмента, системы общей аспирации и вентиляции.

«При строительстве Таманского терминала навалочных грузов мы использовали наилучшие мировые практики, как в части предоставления обслуживания мирового уровня, высоких скоростей погрузки на крупнейшие суда, так и по защите окружающей среды, — заключил генеральный директор „ОТЭКО“ Мишель Литвак. — Мы не только одни из самые технологичные, но, пожалуй, и самые экологичные среди других терминалов. Большая часть примененных технологических решений вошла в перечень наилучших доступных технологий России. Мы уделяем самое серьезное внимание сохранению окружающей среды и минимизации антропогенного воздействия на природу. Это важнейшая задача, которая стоит перед любым промышленным производством и ответственным бизнесом».

Справка: Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ) — первый специализированный терминал по перевалке навалочных грузов на Российском побережье Азово-Черноморского бассейна. В 2021 году перевалочная мощность ТТНГ составит более 60 млн тонн, в том числе: более 50 млн тонн угля, более 5 млн тонн серы, более 5 млн тонн минеральных удобрений. При наличии потребностей рынка и пропускной способности сети ОАО «РЖД» мощность терминала может быть удвоена без остановки эксплуатации.

ТТНГ принимает суда-балкера дедвейтом до 220 тысяч тонн на полную осадку (максимальный дедвейт данного типа судов, способных проходить пролив Босфор на регулярной основе).
В конце 2020 года суммарная мощность судопрогрузочных машин, работающих на угольных причалах ТТНГ, будет увеличена до 25 000 тонн в час (обработка 8 судов одновременно) с обеспечением высочайшего уровня промышленной и экологической безопасности.

Группа компаний «ОТЭКО» — крупнейший частный инвестор в портовую инфраструктуру на юге России. С начала 2000 годов ГК «ОТЭКО» реализует комплексную инвестиционную программу по строительству терминальных мощностей в порту Тамань.

На сегодняшний день построены и введены в эксплуатацию комплексы по перевалке сжиженных углеводородных газов, нефти и нефтепродуктов мощностью 20 млн тонн в год (Таманский перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и СУГ, ТПК), а также Таманский терминал навалочных грузов (ведётся реализация второго этапа строительства) мощностью более 60 млн тонн в год. За свой счёт построены и эксплуатируются более 200 км железнодорожных путей, в том числе подъездной путь длиной 35 км от магистральных путей РЖД. Построены 2 крупные железнодорожные станции, за счет собственных средств выполняется подача/уборка составов от путей РЖД до станций ОТЭКО, своими силами выполняются маневровые работы для формирования составов, а также их подача на терминалы. Общая длина ЖД путей ОТЭКО на полное развитие — более 300 км.

Все перегрузочные комплексы и инфраструктуру ГК «ОТЭКО» строит и эксплуатирует за свой счёт, без привлечения бюджетного финансирования. При проектировании и эксплуатации группа применяет самые современные передовые технологии.