Компания

Развитие «ОТЭКО»

Целью создания «ОТЭКО» является повышение качества предоставляемых клиентам транспортных услуг

О компании

АО «ОТЭКО» является диверсифицированной холдинговой компанией, действующей на транспортном рынке Российской Федерации, СНГ и стран Балтии. В течение всех 25 лет присутствия на рынке «ОТЭКО» активно развивает свой бизнес. Благодаря стремлению удовлетворить текущие и перспективные потребности клиентов, «ОТЭКО» стала первой компанией, которая смогла предложить полный спектр железнодорожных и стивидорных услуг в области перевозок нефти и газа, а также технического обслуживания парка вагонов.

История

История «ОТЭКО» берёт свое начало в декабре 1990 года, когда было учреждено совместное предприятие «РУСУОРЛД» (в настоящее время — ЗАО «Компания «Русский мир»). Вскоре после создания «РУСУОРЛД» сумела войти в число лидеров рынка железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов в России. Активная деятельность компании позволила расширить географию перевозок и в 1995 г. выйти на рынок СНГ. В 1995 г. предприятие заключило долгосрочное соглашение на перевозку нефти с крупнейшей в Казахстане компанией ТОО «Тенгизшевройл», созданной в 1993 году по соглашению Правительства Республики Казахстан и корпорации «Шеврон» для разработки месторождения Тенгиз.

Годом позже динамичное развитие рынка транспортных услуг позволило предприятию увеличить инвестиции в железнодорожный подвижной состав. Для покупки новых цистерн компания привлекла кредит, выделенный Европейским банком реконструкции и развития.

Начало XXI века ознаменовало собой новую веху в развитии железнодорожного бизнеса компании: в 2001 году ЗАО «Компания «Русский Мир» приобрело компанию ЗАО «СФАТ» — одного из крупнейших частных собственников подвижного состава для перевозки нефтеналивных грузов. ЗАО «СФАТ» функционирует на рынке железнодорожных перевозок с 1989 года и владеет рядом дочерних предприятий, включая ООО «СФАТ-Рязань» и ЗАО «Трансфат».

В результате этой сделки на рынке железнодорожных перевозок появился новый крупный игрок, владеющий значительной долей цистерн в общем парке частных вагонов, предназначенных для перевозки нефтеналивных грузов.

Необходимость централизации управления объединённым парком железнодорожных цистерн, организации его ремонта и техобслуживания, оптимального использования в перевозке грузов стала причиной создания в 2002 году ЗАО «ОТЭКО». К моменту создания «ОТЭКО» собственный подвижной состав холдинга насчитывал более 10 тысяч цистерн, что являлось беспрецедентным по российским меркам масштабом. Во владении компании имеется и собственное предприятие, способное производить все виды ремонта и технического обслуживания железнодорожного подвижного состава. Уже к концу 2003 года совокупный парк железнодорожных вагонов под управлением «ОТЭКО» вырос еще на 40% и достиг 15 тысяч единиц. Создание «ОТЭКО» позволило значительно снизить операционные и временные затраты на содержание и обслуживание подвижного состава, улучшить качество обслуживания клиентов, повысить эффективность управления парком вагонов. В свою очередь эти факторы позитивно повлияли на снижение себестоимости услуг и на увеличение привлекательности компании для клиентов, повышение её финансовой устойчивости и конкурентоспособности. Компания стала более оперативной в принятии важных для развития бизнеса решений, появились свободные ресурсы для осуществления инвестиций в новые сферы бизнеса.

В 2004 году «ОТЭКО» получила сертификат соответствия системы качества требованиям стандарта ISO 9001.

«ОТЭКО» на современном этапе развития

В начале XXI века, параллельно с процессом развития бизнеса в сфере железнодорожных перевозок, «ОТЭКО» начала разрабатывать еще более амбициозный проект. Им стало строительство морского грузового порта на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог, в посёлке Волна, недалеко от станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Идея его реализации «витала в воздухе» ещё со времён СССР, однако вплоть до начала 2000-х годов все попытки создания терминалов в Тамани прочими инвесторами были безуспешны.

Создание глубоководного порта на Таманском полуострове позволило бы значительно увеличить имеющиеся в Азово-Черноморском бассейне портовые мощности.

Благодаря выгодному географическому положению на пересечении международных транспортных коридоров, связывающих Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Южной и Юго-Восточной Азией, Северной и Южной Америкой, новый грузовой порт в Тамани обладает существенными конкурентными преимуществами. Благоприятные природные условия, обеспечивающие возможность круглогодичной эксплуатации, и широкие возможности по увеличению перевалочных мощностей за счёт строительства дополнительных терминалов позволяют говорить о порте как об одном из самых перспективных на Юге России.

Изучив долгосрочные перспективы развития транспортной отрасли России, потребности экономики в развитии современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек, «ОТЭКО» приняла стратегическое решение о реализации совершенно нового крупного инвестиционного проекта – строительства перевалочного терминала.

Основная цель нового проекта — создание нового многоцелевого терминала в порту Тамань, способного обеспечить грузовые операции с экспортными, импортными и транзитными грузами, включая сжиженные углеводороды, нефть и нефтепродукты, навалочные грузы (уголь, руда и др.), зерно, минеральные удобрения и т.п.

В 2005 году компания приступила к первому этапу реализации долгосрочной стратегии холдинга – строительству двух новых терминальных комплексов: по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) и по перевалке нефти и нефтепродуктов в порту Тамань. Заказчиком строительства двух новых терминалов стало ЗАО «Таманьнефтегаз».

Годом позже инвестиционная деятельность «ОТЭКО» получила достойную оценку от ведущего мирового финансового института. Международная финансовая корпорация (IFC), одна из организаций, входящих в Группу Всемирного банка, выделила кредит на развитие бизнеса компании. Тогда же компанией KOCH Transporttechnik GmbH по заказу «ОТЭКО» были выполнены предпроектные разработки для строительства в порту Тамань еще одного терминального комплекса — по перевалке навалочных грузов.

После подписания в 2008 году с Администрацией Краснодарского края «Соглашения о намерениях в сфере реализации инвестиционного проекта по строительству терминала навалочных грузов (уголь, руда, сера, минеральные удобрения)» «ОТЭКО» приступила к реализации второго этапа долгосрочной стратегии холдинга. В 2009 году компания запускает новый инвестиционный проект по строительству терминала навалочных грузов (генеральный проектировщик – ООО «Югтерминалпроект»), а в 2010 году – проект строительства Таманского зернового терминала.

Завершением первого этапа реализации долгосрочной стратегии холдинга стал ввод в эксплуатацию в 2012 году двух терминальных комплексов в порту Тамань, принадлежащих ЗАО «Таманьнефтегаз»: по перевалке нефти и по перевалке СУГ. В 2013 году были введены в эксплуатацию дополнительные мощности по перевалке мазута, также входящие в состав терминального комплекса по перевалке нефти и нефтепродуктов.

Следующим этапом в долгосрочной стратегии холдинга должно стать строительство Таманского универсального терминала, к проектированию которого в 2013 году приступил генеральный проектировщик ООО «Югтерминалпроект». Терминал сможет обеспечить погрузку/разгрузку контейнеров, стального проката и генеральных грузов.

В 2014 году Федеральное Агентство морского и речного транспорта (ФАМРТ) согласовало Декларацию о намерениях по строительству Таманского зернового терминала, а проект Таманского терминала навалочных грузов прошёл государственную и экологическую экспертизу, что позволило заказчику ООО «ОТЭКО-ПОРТСЕРВИС» приступить непосредственно к строительству.

Учитывая тенденции рынка, параллельно с претворением в жизнь следующих этапов нового строительства терминальных комплексов, холдинговая компания ведёт работы по увеличению пропускной способности уже запущенных терминалов по перевалке СУГ, нефти и нефтепродуктов до 20 миллионов тонн в год. Для этого в 2014 году «ОТЭКО» запустила программу по реконструкции и модернизации терминалов ЗАО «Таманьнефтегаз», направленную на расширение резервуарного парка, переоборудование причалов и мощностей по приему нефтепродуктов с железнодорожного транспорта. Реализация этой краткосрочной программы позволит значительно увеличить грузооборот порта Тамань и расширить перечень продуктов нефтепереработки, перевалка которых на морские суда станет возможна с использованием перегрузочных мощностей ЗАО «Таманьнефтегаз».

Конечной целью долгосрочной стратегии компании является увеличение экономической эффективности деятельности холдинга за счет диверсификации бизнеса и перехода от специализации к комплексному предоставлению транспортных услуг.

Реализация всех инвестиционных проектов «ОТЭКО» ведётся исключительно за счёт собственных средств, без привлечения финансирования из Федерального бюджета. По состоянию на 2015 год общий объём осуществленных холдингом инвестиций составил около 2 млрд долларов США, что позволяет считать «ОТЭКО» крупнейшим частным инвестором в портовую инфраструктуру Юга России.

Кроме того, в любом инвестиционном проекте «ОТЭКО» огромное внимание уделяет перспективному развитию региона и отраслей народного хозяйства. Данный подход гарантирует учёт при проектировании и строительстве новых терминальных комплексов возможности для дальнейшего расширения номенклатуры грузов и увеличения пропускной способности в зависимости от потребностей рынка.

115093, Россия, Москва,
1-й Щипковский переулок, д.3

+7 (495) 787-09-01