Компания

О компании

Группа компаний «ОТЭКО» (ОТЭКО) является диверсифицированным холдингом, действующим на транспортном рынке Российской Федерации. ОТЭКО — крупнейший частный инвестор в портовую инфраструктуру на Юге России, развивающий стивидорный бизнес в нескольких перспективных направлениях: в перевалке навалочных грузов, зерновых культур, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ).

ОТЭКО самостоятельно реализует один из крупнейших в Краснодарском крае частный инвестиционный проект по строительству «Портово-индустриального парка» на Таманском полуострове.

В состав высокотехнологичного «Портово-индустриального парка» войдут 6 мощностей по производству аммиака, карбамида, метанола, переработке широкой фракции легких углеводородов, по получению высокооктановых компонентов бензина из нафты и из СУГ, высокотехнологичный агропромышленный комплекс, 5 современных перевалочных комплексов и современный жилой комплекс на 10 тысяч человек.

Модель развития ОТЭКО позволит за счет внедрения новых производств обеспечить максимальную глубину переработки, и расширить номенклатуру производимых в единой технологической цепочке товаров, как на экспорт, так и на внутренний рынок. Идеология развития компании направлена на обеспечение максимальной локализации производств на территории России, позволяющей максимально увеличить количество звеньев в цепочке создания добавленной стоимости. Выбранное направление развития инфраструктуры позволяет не только обеспечить эффективную экспортную транспортную логистику, но также способствует созданию новых, в том числе перерабатывающих производств, как частичного, так и полного циклов.

Созданная ОТЭКО инфраструктура позволяет группе эффективно интегрировать производства, продукция которых наиболее востребована на рынке в конкретный момент. Возможности инфраструктуры учитывают широкий спектр особенностей строительства и эксплуатации нефтехимических и агропромышленных производств.

Общая планируемая ОТЭКО сумма инвестиций, с учётом уже вложенных средств в строительство инфраструктуры и объектов, составит более $8 млрд. При этом финансирование всех проектов ОТЭКО ведёт за свой собственный счёт, не привлекая средства из федерального или регионального бюджетов.

История ГК «ОТЭКО»

Железнодорожный бизнес

История «ОТЭКО» берёт свое начало в декабре 1990 года, когда было учреждено совместное предприятие «РУСУОРЛД» (в настоящее время — ЗАО «Компания «Русский мир»). Вскоре после создания «РУСУОРЛД» сумела войти в число лидеров рынка железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов в России. Активная деятельность компании позволила расширить географию перевозок и в 1995 г. выйти на рынок СНГ. В 1995 г. предприятие заключило долгосрочное соглашение на перевозку нефти с крупнейшей в Казахстане компанией ТОО «Тенгизшевройл», созданной в 1993 году по соглашению Правительства Республики Казахстан и корпорации «Шеврон» для разработки месторождения Тенгиз.

Годом позже динамичное развитие рынка транспортных услуг позволило предприятию увеличить инвестиции в железнодорожный подвижной состав. Для покупки новых цистерн компания привлекла кредит, выделенный Европейским банком реконструкции и развития.
Начало XXI века ознаменовало собой новую веху в развитии железнодорожного биз
неса компании: в 2001 году ЗАО «Компания «Русский Мир» приобрело компанию ЗАО «СФАТ» — одного из крупнейших частных собственников подвижного состава для перевозки нефтеналивных грузов. ЗАО «СФАТ» функционирует на рынке железнодорожных перевозок с 1989 года и владеет рядом дочерних предприятий, включая ООО «СФАТ-Рязань» и ЗАО «Трансфат».

В результате этой сделки на рынке железнодорожных перевозок появился новый крупный игрок, владеющий значительной долей цистерн в общем парке частных вагонов, предназначенных для перевозки нефтеналивных грузов.

Необходимость централизации управления объединённым парком железнодорожных цистерн, организации его ремонта и техобслуживания, оптимального использования в перевозке грузов стала причиной создания в 2002 году ЗАО «ОТЭКО». К моменту создания «ОТЭКО» собственный подвижной состав холдинга насчитывал более 10 тысяч цистерн, что являлось беспрецедентным по российским меркам масштабом. Во владении компании имелось и собственное предприятие, способное производить все виды ремонта и технического обслуживания железнодорожного подвижного состава. Уже к концу 2003 года совокупный парк железнодорожных вагонов под управлением «ОТЭКО» вырос еще на 40% и достиг 15 тысяч единиц.

Создание «ОТЭКО» позволило значительно снизить операционные и временные затраты на содержание и обслуживание подвижного состава, улучшить качество обслуживания клиентов, повысить эффективность управления парком вагонов. В свою очередь эти факторы позитивно повлияли на снижение себестоимости услуг и на увеличение привлекательности компании для клиентов, повышение её финансовой устойчивости и конкурентоспособности. Компания стала более оперативной в принятии важных для развития бизнеса решений, появились свободные ресурсы для осуществления инвестиций в новые сферы бизнеса, в частности в портовые перевалочные мощности.

В 2004 году «ОТЭКО» получила сертификат соответствия системы качества требованиям стандарта ISO 9001.

В связи с концентрацией на развитии портовых и промышленных мощностей в порту Тамань в апреле 2018 года ОТЭКО продала свои железнодорожные активы группе «НефтеТрансСервис». В периметр сделки вошли: компании-владельцы парка нефтебензиновых цистерн и вагоноремонтного предприятия в г. Рязани. При этом ОТЭКО продолжает оказывать услуги по экспедированию и сопровождению перевозок как для собственных нужд, так и для сторонних организаций с учетом интересов своих портовых мощностей.

ОТЭКО сегодня

Портовый бизнес

В начале XXI века ГК «ОТЭКО» начала разрабатывать амбициозный проект по строительству морского грузового порта на Таманском полуострове (Краснодарский Край). Идея его реализации появилась ещё во времена СССР, однако вплоть до начала 2000-х годов до фактической реализации дело так и не дошло.

Создание глубоководного порта на Таманском полуострове позволило значительно увеличить имеющиеся в Азово-Черноморском бассейне портовые мощности и реализовать имеющийся экспортный потенциал.

Благодаря выгодному географическому положению на пересечении международных транспортных коридоров, связывающих Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Южной и Юго-Восточной Азией, Северной и Южной Америкой, новый грузовой порт в Тамани обладает существенными конкурентными преимуществами. Благоприятные природные условия, обеспечивающие возможность круглогодичной эксплуатации, и широкие возможности по увеличению перевалочных мощностей за счёт строительства дополнительных терминалов позволяют говорить о порте как об одном из самых перспективных на Юге России.

Изучив долгосрочные перспективы развития транспортной отрасли России, потребности экономики в развитии современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек, ОТЭКО приняла стратегическое решение о реализации совершенно нового крупного инвестиционного проекта – строительства многоцелевой инфраструктуры и морских терминалов по перевалке нефтепродуктов и СУГ, навалочных грузов и зерновых культур.

В 2005 году компания приступила к первому этапу реализации долгосрочной стратегии холдинга – строительству двух новых терминальных комплексов: по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) и по перевалке нефти и нефтепродуктов в порту Тамань. Заказчиком строительства двух новых терминалов стало ЗАО «Таманьнефтегаз».

Годом позже инвестиционная деятельность ОТЭКО получила достойную оценку от ведущего мирового финансового института. Международная финансовая корпорация (IFC), одна из организаций, входящих в Группу Всемирного банка, выделила кредит на развитие бизнеса компании.

Завершением первого этапа реализации долгосрочной стратегии холдинга стал ввод в эксплуатацию в 2012 году двух терминальных комплексов в порту Тамань, принадлежащих ЗАО «Таманьнефтегаз»: по перевалке нефти и по перевалке СУГ. В 2013 году были введены в эксплуатацию дополнительные мощности по перевалке мазута, также входящие в состав терминального комплекса по перевалке нефти и нефтепродуктов.

В 2014 году ОТЭКО запустила программу по реконструкции и модернизации терминалов ЗАО «Таманьнефтегаз», направленную на расширение резервуарного парка, переоборудование причалов и мощностей по приему нефтепродуктов с железнодорожного транспорта. Реализация этой краткосрочной программы позволила увеличить проектный грузооборот терминала до 20 млн тонн и расширить перечень продуктов нефтепереработки, перевалка которых на морские суда стала возможна с использованием перегрузочных мощностей ЗАО «Таманьнефтегаз».

После подписания в 2008 году с Администрацией Краснодарского края «Соглашения о намерениях в сфере реализации инвестиционного проекта по строительству терминала навалочных грузов (уголь, руда, сера, минеральные удобрения)» ОТЭКО приступила к реализации второго этапа долгосрочной стратегии холдинга. В 2009 году компания запускает новый инвестиционный проект по строительству терминала навалочных грузов (генеральный проектировщик – ООО «Югтерминалпроект»), а в 2010 году – проект строительства Таманского зернового терминала.

В 2014 году Федеральное Агентство морского и речного транспорта (ФАМРТ) согласовало Декларацию о намерениях по строительству Таманского зернового терминала, а проект Таманского терминала навалочных грузов прошёл государственную и экологическую экспертизы, что позволило заказчику ООО «ОТЭКО-Портсервис» приступить непосредственно к строительству. Ввод терминала в эксплуатацию запланирован на 2018 год.

Конечной целью долгосрочной стратегии компании является увеличение экономической эффективности деятельности холдинга за счет диверсификации бизнеса и перехода от специализации к комплексному предоставлению стивидорных услуг.

Реализация всех инвестиционных проектов ОТЭКО ведётся исключительно за счёт собственных средств, без привлечения финансирования из Федерального бюджета. По состоянию на начало 2018 года общий объём осуществленных холдингом инвестиций составил более 3,5 млрд долларов США, что позволяет считать ОТЭКО крупнейшим частным инвестором в портовую инфраструктуру Юга России.

Кроме того, в любом инвестиционном проекте ОТЭКО огромное внимание уделяет перспективному развитию региона и отраслей народного хозяйства. Данный подход гарантирует учёт при проектировании и строительстве новых терминальных комплексов возможности для дальнейшего расширения номенклатуры грузов и увеличения пропускной способности в зависимости от потребностей рынка.

115093, Россия, Москва,
1-й Щипковский переулок, д.3

+7 (495) 787-09-01